ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Внеучебная деятельность является мощным ресурсом развития личности и социальных компетенций детей, подростков и молодежи. Внеурочная деятельность представляет собой особую среду социализации и создает условия для приобретения различных социальных навыков, которые не всегда могут быть развиты в ходе образовательного процесса. Занятия дополнительным образованием и внеурочной деятельностью способствуют социализации и самореализации молодого человека.

Согласно Указу президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», к 2020 году должно быть увеличено число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. При этом, общая численность детей этого возраста должна составлять до 70 – 75%. Важно, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Кроме того, в Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 президент заявил о недопустимости свертывания системы внешкольного дополнительного образования, а также необходимости ее финансовой и организационной поддержки. 

Актуальность проведенного исследования «Образовательная среда – среда самореализации и социализации» изначально обусловлена необходимостью обоснования поиска и применения действенных механизмов вовлечения молодых людей в процесс социализации и самореализации с учетом современных тенденций и изменений в России. Полученные результаты исследования призваны поддержать организаторов «ИНТЕНСИВ ПЛЮС» в эффективной реализации проекта.

Цель исследования: провести анализ причин неудовлетворенности степенью вовлечения во внеучебную жизнь образовательной организации учащейся и студенческой молодежи в учебных заведениях – участниках проекта «ИНТЕНСИВ ПЛЮС».

Задачи исследования:

  • определить причины участия и степень вовлеченности детей, подростков и молодежи во внеучебную деятельность;
  • выяснить насколько внеучебная деятельность удовлетворяет и отвечает интересам молодых людей, способствует их самореализации;
  • определить степень вовлеченности в основные виды внеучебной деятельности: дополнительное образование, участие в органах ученического и студенческого самоуправления, участие в детских и молодежные организациях, в других видах внеурочной деятельности;
  • выяснить основные факторы и проблемы, которые препятствуют участию школьников и студентов во внеучебной деятельности;
  • выявить предложения по изменению внеучебной системы образования, для ее большей эффективности и удобства.

География проведения исследования: город Москва и Московская область

Сроки проведения исследования: декабрь 2017 года - февраль 2018 года

 

Инструментарий исследования:

Для проведения исследования разработаны четыре типа анкет для опроса:

  • школьников                                                                    - Приложение 1
  • экспертов (организаторов внеучебной работы школ)- Приложение 2
  • студентов                                                                      - Приложение 3
  • экспертов (организаторов внеучебной работы ВУЗов) - Приложение 4

                                                                          

Участники исследования (опроса):

  • учащиеся старших классов (9-10 классы)                             -350 человек
  • студенты (2-4 курс)                            -160 человек
  • эксперты (организаторы внеурочной деятельности в школе)- 40 человек
  • эксперты (организаторы внеучебной деятельности в ВУЗе) - 15 человек

 Общее количество участников исследования:

  • студенческой и учащейеся молодежи      - 510 человек
  • экспертов школ и Вузов                                                            -   55 человек

                       Всего участников опроса:                                 - 565 человек

Принцип выбора учащихся только 9-10 классов обусловлен высокой занятостью учащихся 11 классов и их четкой направленностью на сдачу выпускных экзаменов.

Этими же причинами обусловлен выбор 2-4 курса для студентов.

Принцип выбора конкретных школ и ВУЗов – учебные заведения, вовлеченные в реализацию проекта.

 Организация и этапы опроса:

  • разработка инструментария опроса;
  • проведение пилотного анкетирования для уточнения формулировок и основных гипотез результатов исследования;
  • проведение опросов в школах и высших учебных заведениях;
  • обработка анкет;
  • подготовка предварительных отчетов по результатам опроса четырех целевых групп (учащихся школ, студентов, организаторов внеурочной работы школ, организаторов внеучебной работы высших учебных заведений);
  • подготовка и сдача общего отчета по результатам исследования.

Опросы проводились в неформальной обстановке - без активного участия администрации и преподавателей, способных влиять на мнение анкетируемых. Опрос анонимный, с указанием только пола, возраста, класса/курса.

 ЧАСТЬ 1 «ШКОЛЫ – УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ»

 В опросе по специально разработанным анкетам (Приложение 1, Приложение 2) принимали участие 390 человек - 350 школьников и 40 экспертов (организаторов внеклассной работы). Среди молодых людей - 48% юношей и 52% девушек, 46% из них учатся в 9-х классах, 54%- в 10-х классах.

Основные задачи, которые ставили перед собой организаторы проекта в ходе исследования: определить причины участия и степень вовлеченности школьников во внеучебную деятельность, выяснить насколько она удовлетворяет и отвечает интересам молодых людей, способствует их самореализации и социализации. При этом отдельно рассматривалась степень вовлеченности учащихся в общественную жизнь: в систему ученического самоуправления, в работу детских и молодежных организаций, неформальных объединений.

Особенно важным представлялось выяснение основных факторов и проблем, препятствующих участию школьников во внеучебной деятельности, а также выявление предложений по изменению внеучебной системы образования, для ее большей эффективности  и удобства.

1.Участие школьников во внеурочной деятельности.

Учащиеся школ отметили, что чаще всего вне уроков они: встречаются с друзьями (74%), сидят за компьютером (54%), читают книги (49%), занимаются домашними делами (40%), ходят в кино (35%).

При этом результаты опроса не подтвердили гипотезы, которые все чаще появляются в СМИ и выступлениях экспертов, о преимущественном времяпровождении  молодых людей в интернет - пространстве. Хотя процент «сидящих за компьютером» достаточно высок. На первое место школьники поставили важность встреч и общения с друзьями, что свидетельствует о важности для них социальных связей и взаимоотношений. Практически каждый второй из опрошенных учащихся указал на то, что читает книги.

Школьники указали на дополнительные формы своего досуга: занятия спортом, творчество и хобби, просмотр телевизора, подготовка к экзаменам, выполнение домашнего задания.

По данным исследования 89% школьников активно занимаются дополнительным образованием (курсы, секции, кружки и т.д.).

          Из диаграммы видно, что подавляющее большинство школьников занимаются внеурочной деятельностью. При этом 96% школьникам, участвующим во внеклассной работе, проводимые занятия нравятся.

Однако, 4% школьников отметили, что занятия дополнительного образования не нравятся по следующим причинам: усталость после уроков (91%), занятия проходят скучно и неинтересно(36%), не нравится руководитель(9%).

Среди причин, по которым молодые люди посещают занятия по дополнительному образованию, были обозначены следующие:

  • помощь в подготовке к поступлению в учебное заведение для дальнейшего обучения(60%);
  • реализация своих способностей, умений и навыков(57%);
  • помощь в получении будущей профессии(46%);
  • дополнительная помощь в усвоении школьной программы(34%);
  • способ занять свое свободное время(23%);
  • нравится руководитель(14%);
  • нравится общение с другими людьми(14%);
  • желание родителей(11%);
  • «за компанию» - вместе с друзьями или одноклассниками (3%).

      Из приведенных результатов видно, что основную задачу, занимаясь дополнительным образованием, половина школьников видят в построении своего дальнейшего жизненного пути: поступления в учебное заведение и получения будущей профессии. Больше половины ответов свидетельствуют о важности реализации своих способностей и умений на занятиях вне уроков. При этом каждый десятый школьник посещает занятия по желанию родителей.

Участники опроса отметили трудности, с которыми они сталкиваются при получении дополнительного образования:

  • неудобное время занятий(24%);
  • неудобное территориальное расположение (далеко ездить(16%);
  • сложная система записи на занятия(13%);
  • высокая плата за обучение(12%);
  • отсутствие или нехватка свободных мест(5%).

Полученные данные свидетельствуют, что организационные моменты по регулированию системы внеурочного образования препятствуют участию в дополнительном образовании: неудобное время занятий, неудобное территориальное расположение, сложная система записи, отсутствие или нехватка свободных мест. При этом не учитывается мнение школьников и их родителей по формированию направлений, времени проведения занятий. Платность образовательных услуг в системе дополнительного образования является тем определяющим фактором, который ограничивает доступ детей из слабых социальных групп, к занятиям в кружках, студиях, секциях.

 По результатам анкетирования выяснилось, что чаще всего молодые люди занимаются следующими направлениями дополнительного образования:

  • по школьным предметам (66%);
  • физкультурно - спортивное (39%);
  • языковое - обучение иностранным языкам (32%);
  • художественное (26%);
  • научно- техническое (11%);
  • военно-патриотическое(4%);
  • туристическо-краеведческое(3%).

Дополнительно школьники выделили: геммологию, вожатское мастерство, журналистику, православие, архитектуру, юриспруденцию, парикмахерское искусство.

Следует отметить редкое упоминание в анкетах научно-техническое, патриотическое и туристическо-краеведческое.

 63% учащихся посещают внеклассные занятия в собственной школе. Каждый третий школьник(33%) проводит время в центрах дополнительного образования, 30% - в специализированных школах.  15% молодых людей  занимаются дома (обычно с репетитором).

Также среди мест проведения дополнительных занятий школьники отметили:

  • высшие учебные заведения;
  • спортивные клубы, спортивные площадки и залы;
  • музеи (в том числе, школьные музеи, клуб любителей древности Кремля);
  • другие школы;
  • онлайн

По результатам исследования 11% школьников, не участвующих во внеклассной деятельности, указали основные причины своего неучастия:

  • не хватает времени из-за учебы(51%);
  • нет интересных направлений(36%);
  • высокая оплата за занятия(31%);
  • неудобный режим работы занятий(23%);
  • далеко добираться до места проведения(15%);
  • не хочется проводить свободное время в школе(15%);
  • родители не разрешают(8%);
  • по состоянию здоровья(5%);
  • не было возможности записаться, не было мест(2%).

Из представленных результатов видно, что главным препятствием участия во внеурочной деятельности являются высокие школьные нагрузки. Об этом заявляет каждый второй участник опроса, не участвующий в системе дополнительного образования.

Отсутствие интересных направлений дополнительного образования может свидетельствовать о недостаточной степени привлечения школьников к формированию планов внеурочной деятельности.

 О высокой плате за обучение заявил каждый третий участник анкетирования, не участвующий в системе дополнительного образования. С ними солидарны и участники системы внеурочной деятельности, столкнувшиеся с трудностями в виде оплаты за обучение (см. выше).

На вопрос о том, что можно изменить, улучшить в системе дополнительного образования, получены следующие ответы:

  • приглашать интересных, профессиональных людей для ведения занятий(59%);
  • проводить больше выездных мероприятий вне школы(40%);
  • увеличить количество бесплатных занятий(34%);
  • увеличить выбор кружков, секций, курсов(33%).

Кроме того, по мнению школьников, необходимо: использовать онлайн программы, курсы дистанционного обучения; давать учащимся больше свободы для проявления способностей; повышать внимание к каждому, давать возможность выразить себя; проводить больше неформальных мероприятий; разнообразить формат занятий - чаще использовать лекции, семинары, дебаты; улучшить отношение учителей к своему предмету.

В копилку идей (Приложение 4) участниками опроса были предложены конкретные проекты, события, мероприятия:

  • спортивные мероприятия, в том числе с известными спортсменами;
  • турниры по киберспорту;
  • музыкальные и танцевальные батлы;
  • кулинарные поединки;
  • вернисажи и выставки картин школьников;
  • фестивали и ярмарки;
  • тематические квесты;
  • выезды и экскурсии;
  • встречи с преподавателями и студентами ВУЗов;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • дебаты на социальные темы;
  • тимбилдинг;
  • проведение благотворительных мероприятий и акций и т.д.

2.Участие школьников в органах ученического самоуправления, работе общественных организаций и в неформальных объединениях.

Только 27% школьников участвуют в свободное от уроков время в органах ученического самоуправления (актив класса, управляющий совет школы и т.д.). Большая часть же часть - 67%  молодых людей не участвуют в органах самоуправления, а 6% - ничего не знают о такой возможности.

В работе неформальных объединений (дворовые команды по футболу, хоккейные клубы и т.д.) участвуют только 26% участников опроса. Большинство (71%) школьников в работе неформальных объединений не участвует, а 3% даже не слышали о них.

Еще меньшее количество школьников участвуют  в работе детских или молодежных организаций – только 18%. Большинство молодых людей (75%), по мнению школьников, в жизни общественных организаций не участвуют, а 7% о таких организациях не слышали и не интересовались их деятельностью.

3.Социализация и самореализация школьников.

В результате исследования выявлены основные факторы, влияющие на принятие решения школьниками при возникновении сложной жизненной ситуации: совет или помощь родителей(65%), совет или помощь друзей(53%). 

Только 17% школьников примут совет или помощь преподавателей и 6% совет или помощь одноклассников.

Дополнительным фактором, влияющим на принятие решение в сложной ситуации, по мнению молодых людей, может стать помощь интернета.

39% школьников указали на то, что решение будет приниматься самостоятельно, без посторонней помощи и советов.

Согласно полученным результатам большая часть школьников будет полагаться на собственные силы, помощь родителей и друзей. В гораздо меньшей степени молодые люди будут опираться на школу и преподавателей.    

 О своих планах  после окончания школы высказались не определенно только 2% школьников, что свидетельствует о достаточно высокой степени социализации в части формирования собственного жизненного пути.

98% участвующих в опросе высказали следующие намерения:

  • поступить в высшее учебное заведение(75%);
  • поступить в профессиональное учебное заведение и устроиться на работу(14%);
  • получить среднее специальное образование(4%);
  • сначала устроиться на работу, а потом, возможно, пойти учиться(3%);
  • устроиться на работу без получения профессионального образования(1%).

В ходе исследования  изучалась готовность школьников к выбору будущей профессии:

  • уже определились с выбором профессии 72% школьников;
  • не определились – 23%
  • в процессе определения – 4%
  • все равно, какую специальность выбрать – 1%

О недостаточной роли школы в социализации старшеклассников  свидетельствуют результаты, полученные из ответов о факторах влияния на выбор будущей профессии. По оценкам большей части молодых людей на выбор будущей профессии повлияли: собственные умения и навыки(72%), мнение родителей, родственников(33%), мнение друзей (8%).

А вот мнение преподавателей, школьных сотрудников повлияло на выбор только в 9% ответов, мнение одноклассников - в 2%. 

  При этом 29% молодых людей утверждают, что на выбор будущей профессии никто и ничто не повлияло.

Среди дополнительных факторов, повлиявших на выбор профессии, были выделены следующие факторы:  зарплата выбранной профессии, интерес к работе с детьми, любовь к языкам и искусству, любовь и интерес к профессии, эмоциональное отношение (чувства и веление сердца), опыт отца в данной профессии, собственный опыт работы по профессии.

ЧАСТЬ 2  «ШКОЛЫ – ОРГАНИЗАТОРЫ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ»

 1.Участие школьников во внеурочной деятельности.

На высокую степень вовлеченности школьников во внеучебную деятельность указали 92% экспертов. Эта оценка практически совпала с оценкой 89% школьников.

Главные причины, побуждающие школьников заниматься внеклассными занятиями, по мнению организаторов внеурочной деятельности (первая тройка причин совпадает с оценкой школьников):

  • помощь в получении будущей профессии (60%);
  • хорошая подготовка к поступлению в высшее учебное заведение (48%);
  • возможность реализации своих способностей, умений и навыков (38%);
  • дополнительная помощь в усвоении школьной программы(13%);
  • способ занять свободное время(15%);
  • желание родителей(8%);
  • «за компанию» - вместе с друзьями(3%)

 Чаще всего, по мнению организаторов, школьники участвуют в следующих направлениях дополнительного образования:

  • обучение иностранным языкам(75%);
  • физкультурно-спортивное(60%);
  • по школьным предметам (55 %);
  • художественное(27,5%);
  • научно-техническое(25%);
  • военно-патриотическое(7,5%);
  • туристическо-краеведческое(5%).

Занятия, по мнению экспертов, проходят преимущественно в школе (90%), а также в центрах дополнительного образования (42,%) и специализированных школах(8%).

  В ходе исследования эксперты обозначили трудности, с которыми  встречаются молодые люди при участии во внеурочной деятельности:

  • неудобное время занятий(41%);
  • высокая плата за обучение(36%);
  • отсутствие или нехватка свободных мест(21%);
  • неудобное территориальное расположение(13%);
  • сложная система записи на занятия (10%);
  • загруженность уроками(7%).

Причины, по которым школьникам чаще всего не нравятся внеклассные занятия:

  • устают после уроков (83%);
  • приходится дополнительно за свой счет приобретать материалы, наборы, инструменты и т.д.(33%);                
  • занятия проходят скучно, неинтересно (25%).

По мнению организаторов, причинами, по которым молодые люди не участвуют во внеурочной деятельности, являются:

  • нет времени из-за учебы(78%);
  • не хотят проводить свободное время в школе(48%);
  • высокая плата за обучение(23%);
  • неудобный режим работы(18%);
  • нет интересных направлений(10%).

На вопрос о возможности изменения, улучшения системы внеурочной деятельности педагоги предложили: приглашать интересных, профессиональных людей; увеличить количество бесплатных занятий; увеличить выбор кружков, секций, курсов и т.д.; больше проводить выездных мероприятий за пределами школы.

 В анкетах организаторы отмечают, что внеурочная деятельность не должна быть формальной ради проведения мероприятий и повышения рейтинга (важно найти мотивацию для каждого ученика).

По мнению анкетируемых, важно пересмотреть систему оплаты труда педагогов дополнительного образования, снять дополнительные нагрузки по ведению финансово-хозяйственной деятельности и ведению многочисленной документации, уделять серьезное внимание оснащению материально-технической базы.

 Эксперты предлагают для улучшения внеурочной деятельности необходимо:

  • платить педагогам достойную зарплату;
  • повышать материально-техническую базу внеурочной деятельности;
  • создавать комфортные условия для работы педагогов;
  • приглашать интересных педагогов с именем и опытом.

 В улучшении организации внеклассной деятельности важно, по мнению экспертов, в первую очередь совершенствовать и изменять следующее ресурсы:

  • финансовые(50%);
  • кадровые(48%);
  • материально-технические(38%);
  • организационно-управленческие(13%);
  • методические (10%);
  • информационные(8%).

В ходе исследования эксперты дали оценку организации и содержанию внеурочной деятельности в школе по пятибалльной системе. Каждый третий организатор оценил систему внеурочной деятельности на «удовлетворительно», 65%- на «хорошо» и «отлично»:

  • 1 (0%)
  • 2 (0%)
  • 3 (35%)
  • 4 (55%)
  • 5 (10%)

 2.Участие школьников в органах ученического самоуправления, работе общественных организаций и в неформальных объединениях.

Также как и школьники, степень вовлеченности молодых людей в органы самоуправления организаторы оценили низко. На вопрос «Можно ли назвать верным утверждение «Большая часть учащихся нашей школы участвуют в органах самоуправления (актив класса, управляющий совет школы и т.д.)?» ответы распределены следующим образом:

  • да(5%);
  • нет (73%);
  • затрудняюсь ответить(22%).

Такой же низкой оказалась степень вовлеченности школьников в работу детских и молодежных организаций (72%). Как видно из диаграммы только 5% экспертов подтвердили участие учащихся в общественной жизни школы и вне школы. 23% педагога затруднились с ответом.

Более радужная картина, по мнению 63% экспертов, по участию школьников в работе неформальных объединений (дворовые команды по футболу, хоккейные клубы и т.д.).  Однако, их оценка степени вовлеченности  не совпадает с оценкой школьников, которые считают что только 26% участвуют в работе неформальных объединений.

Мнение экспертов разделилось следующим образом:

  • да, участвуют(63%);
  • нет, не участвуют(15%);
  • затрудняюсь ответить(22%).

 Основные итоги и выводы по результатам опроса экспертов и школьников

Основными направлениями досуга, по мнению школьников, на сегодняшний момент являются: встречи с друзьями, сидение за компьютером, чтение книг. Гипотеза о преимущественном провождении  времени в интернет-пространстве не подтвердилась, хотя процент «сидения за компьютером» достаточно высок.

Школьники активно занимаются дополнительным образованием. Главные причины участия во внеучебной деятельности: подготовка к поступлению в учебные заведения для продолжения образования, помощь в получении профессии, реализация своих способностей и навыков.

      Основные направления внеучебной деятельности, в которых молодые люди участвуют чаще всего: по школьным предметам, физкультурно-спортивное направление, обучение иностранным языкам. Реже в анкетах упоминаются научно-техническое, патриотическое, туристическо-краеведческое направления.

Преимущественно внеучебная деятельность осуществляется в стенах общеобразовательного учреждения, реже - в центрах дополнительного образования и специализированных школах

Основные трудности, с которыми встречаются школьники при организации внеклассных мероприятий: неудобное расписание, сложная система записи на занятия, высокая плата за обучение, отсутствие или нехватка свободных мест. При этом не учитывается мнение школьников и их родителей по формированию направлений и содержания занятий, времени проведения занятий.  Высокая плата за обучение ограничивает доступ детей из различных социальных групп к занятиям в кружках, студиях, секциях. Подобная ситуация существенно ограничивает формирование равных возможностей при стартовом самоопределении и социализации детей и подростков.

На похожие причины указали молодые люди, которые вообще не участвуют во внеурочной деятельности: большая учебная нагрузка, недостаток интересных направлений, высокая оплата за занятия, неудобное расписание мероприятий, отсутствие или нехватка свободных мест. Эксперты к этому списку причин добавили - «не хотят проводить свободное время в школе».

По мнению школьников и экспертов для улучшения системы внеурочной деятельности необходимо: приглашать интересных, профессиональных людей для ведения занятий, проводить больше выездных мероприятий, увеличить число бесплатных занятий, расширять их выбор.

Кроме того, школьники считают, что при этом важно давать учащимся больше свободы для проявления своих способностей, проводить больше неформальных мероприятий, разнообразить формат занятий: чаще использовать лекции, семинары, дебаты.

При этом, но мнению экспертов, важно пересмотреть систему оплаты труда педагогов дополнительного образования, снять дополнительные нагрузки по ведению финансово-хозяйственной деятельности и ведению многочисленной документации, уделять серьезное внимание оснащению материально-технической базы.

Результаты исследования показали низкий уровень социализации молодых людей через деятельность общественных организаций. Подавляющее большинство молодых людей не участвуют в органах ученического самоуправления, в работе неформальных объединений, в деятельности детских и молодежных организаций.

Из полученных результатов видно, что молодые люди главным во внеурочной деятельности видят возможность в построении своего дальнейшего жизненного пути: поступление в учебное заведение и получение будущей профессии. Больше половины ответов свидетельствуют о важности реализации своих способностей и умений на занятиях вне уроков.

Практически все участники опроса(92%) определились со своими планами после окончания школы, что свидетельствует о достаточно высокой степени социализации в части формирования собственного жизненного пути. Однако, по мнению школьников, роль школы и преподавательского состава оказалась минимальной. Молодые люди опирались на собственные умения и навыки, мнение родителей, родственников, друзей.

 При возникновении сложной жизненной ситуации в подавляющем большинстве молодые люди  также рассчитывают на помощь и поддержку, прежде всего, своих родителей и друзей.  

 Таким образом, при сохранении общей тенденции высокой степени вовлечения молодых людей во внеурочную деятельность в школе, основываясь на результатах полученного исследования, необходимо:

 

  • дополнительно развивать и поддерживать научно-техническое, патриотическое, туристическо-краеведческое направление;
  • увеличить долю внеурочной деятельности за пределами школы: проводить больше выездных мероприятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, дискуссионных площадок вне учебного заведения;
  • учитывать мнение и интересы учащихся при формировании содержания, планов и направлений внеурочной деятельности, составлении расписания занятий и удобной системы записи;
  • совершенствовать систему «равные возможности» при получении доступа к занятиям по внеурочной деятельности;
  • разработать систему сотрудничества школ с неформальными объединениями, детскими и молодежными организациями для формирования более эффективных условий социализации школьников;
  • более активно привлекать учащихся в органы ученического самоуправления, создавать условия для самореализации и социализации школьников;
  • внести изменения в систему профессиональной ориентации молодых людей с предоставлением широких возможностей самореализации на базе образовательного учреждения.

 

Рассматривая социализацию школьников через призму системы внеурочной деятельности в школе, важно в ее основе сохранять аналитико-диагностическую деятельность, организацию ученического самоуправления с постоянными выборными органами, деятельность детских и молодежных общественных организаций, реализацию социально-ориентированных мероприятий и программ, организацию волонтерской деятельности.

ЧАСТЬ 3 «ВУЗЫ – СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ»

     В исследовании «Образовательная среда - среда самореализации и социализации» по специально разработанным анкетам (Приложение 3, Приложение 4) приняли участие 160 студентов и 15 экспертов (организаторов внеучебной работы) высших учебных заведений города Москвы и Московской области.

1.Участие студентов во внеучебной деятельности

     Как видно из диаграммы практически более трети студентов в свободное от занятий время во внеучебной жизни своего ВУЗа не участвует.

                                                                                                                               

Результаты исследования показывают, что чаще всего студенты выбирают следующие направления внеучебной деятельности: культурно-массовую работу (35%); спорт (31%);  социальную, добровольческую работу (26%); художественное творчество (26%); студенческое самоуправление (24%).

Реже предпочтение отдается научно-исследовательской работе(10%).

Буквенное обозначение на диаграмме соответствуют номерам вопросов в анкете (Приложение 3).

Согласно анкетам в свободное время студенты любят также читать, рисовать, слушать музыку и заниматься домашними делами.

Участники опроса выделили причины, по которым студенты чаще всего занимаются внеучебной деятельностью:

  • реализация своих способностей, умений, навыков (71%);
  • интерес к общению с другими людьми (55%);
  • способ занять свое свободное время (41%);
  • помощь в профессиональном становлении (24%);
  • «за компанию» - вместе с друзьями(20%);
  • дополнительная помощь в усвоении основных учебных программ(9%).

Как видно из диаграммы, помощь в профессиональном становлении и дополнительная помощь в усвоении учебных программ при занятиях внеучебной деятельностью вызывает предпочтение реже, чем реализация своих способностей, общение с другими людьми, организации досуга. Старшеклассниками по результатам исследования (часть 1) предпочтения при выборе внеурочных занятий были отданы направлениям, помогающим выбору профессии и поступлению в ВУЗ.

Исследования показали, что главные факторы, которые мешают студентам заниматься внеурочной деятельностью: необходимость подрабатывать(26%) и отсутствие интересных направлений(13%). Почти каждый десятый студент пожаловался на проблемы со здоровьем.  Также молодые люди отметили отсутствие свободного времени в связи с учебной нагрузкой, удаленностью проживания (общежитие не предоставляется), необходимостью заботиться о семье.

На вопрос об изменении, улучшении системы внеучебной деятельности ВУЗа студентами было предложено:

  • чаще поощрять наиболее активных студентов (56%);
  • учитывать мнение студентов при составлении плана внеучебной работы (43%);
  • проводить опросы студентов с целью выявления мнения о содержании и организации внеучебной деятельности (41%).

 Кроме того студенты указали на важность корректировки времени проведения занятий с учетом мнения и желания студентов (38%), на поиск более интересных направлений (38%), на улучшение материально-технического обеспечения внеучебных видов деятельности (29%).

Больше доверять органам студенческого самоуправления призвали 25% студентов. На необходимость улучшения информационного обеспечения проводимых внеучебных мероприятий указали 22% участников опроса.

В банк идей (Приложение 6) студенты предложили разнообразные мероприятия внеурочной деятельности: творческие конкурсы среди талантливых студентов, создание студенческого ТВ, армейские соревнования, мероприятия «как устроиться на работу», тренинги по самореализации, спартакиады, пикники, зимний выезд «Мы -  команда», туристические походы и т.д. Однако, необходимо отметить, что студенты проявили гораздо меньшую активность в формировании предложений, чем школьники - Приложение 5.

2.Информационное обеспечение внеучебной деятельности

В ходе исследования выяснилось, что чаще всего молодые люди получают информацию об основных мероприятиях с помощью следующих источников:

  • из социальной сети, с сайта ВуЗа (75%);
  • от других студентов (58%);
  • из средств массовой информации учебного заведения (23%);
  • из объявлений деканата (21%);
  • от куратора (21%);
  • от преподавателей (20%);
  • проявляя личную инициативу (20%);
  • из объявлений на информационных стендах (19%);
  • при личном общении с администрацией факультета (8%).

В ходе анкетирования 44% молодых людей отметили, что уровень информационного освещения организации и проведения внеучебной деятельности средний. 8% анкетируемых дали низкую оценку. 8% затруднились с оценкой информационного освещения. 40% студентов высоко оценили уровень предоставления информации в ВУЗе.

Из общей оценки информированности студентов следует, что информационная система освещения внеучебной деятельности требует дальнейшего совершенствования. Особенно важна поддержка студенческих средств информации, сайтов ВУЗов, как наиболее востребованных и актуальных.

  1. Участие студентов в формировании содержания и организации внеурочной деятельности в учебном заведении

Как видно из диаграммы, только 15% опрошенных высоко оценили степень вовлеченности студентов в формирование содержания и организацию внеурочной деятельности. Низкую оценку дали 18% молодых людей. Большая часть – почти каждый чтретий студент отметил среднюю степень влияния. Затруднения с ответом у 25% опрошенных студентов.

По результатам исследования выявлена оценка степени поощрения студентов за достижения в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, за активное участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях. Только 15% дали высокую оценку. Низкую оценку дали 22% молодых людей, среднюю - 44%. Затруднились с ответом 19% участвующих в опросе.

  1. Участие в работе общественных организаций

По результатам опроса больше половины студентов (53%) в работе общественных организаций своего учебного заведения участия не принимают.

А 47% анкетируемых, принимающих участие в общественной жизни, чаще всего участвует: в студенческом совете (26%), студенческом клубе (9%), студенческом профсоюзе (3%).

Остальные 13% молодых людей работают в студенческом научном сообществе, студенческом союзе, студенческой газете, педагогическом отряде, волонтерских организациях, строительных отрядах.

 Участие студентов во внеурочной деятельности вне собственного ВУЗа.

Больше половины студентов(51%) вне своего учебного заведения внеучебной деятельностью не занимается.

     79% опрошенных молодых людей во внешних общественных организациях (вне своего ВУЗа) участия не принимают.

ЧАСТЬ 4. «ВУЗЫ – ОРГАНИЗАТОРЫ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ»

1.Участие студентов во внеучебной деятельности

В ходе исследования выявлены предпочитаемые направления внеучебной деятельности студентов. По мнению экспертов чаще всего молодые люди занимаются:

  • спортом(87%),
  • студенческим самоуправлением(73%);
  • социальной, добровольческой работой(73%);
  • культурно-массовой работой(67%);
  • художественным творчеством(40%);
  • научно-исследовательской работой (27%);
  • техническим творчеством (13%).

Приведенные результаты расходятся с мнением студентов, которые первую четверку предпочитаемых направлений ранжировали иначе: культурно-массовая работа(35%); спорт(31%);  социальная, добровольческая работа(26%); художественное творчество(26%). А студенческое самоуправление поставили на пятое место(24%).

Организаторы указали причины, по которым студенты занимаются внеучебной работой: 

  • реализация своих способностей, умений, навыков(100%);
  • нравится общение с другими людьми(73%);
  • способ занять свое свободное время (73%);
  • «за компанию» - вместе с друзьями(69%);
  • помощь в профессиональном становлении(13%).

В ходе анкетирования в числе факторов, препятствующих участию молодежи во внеучебной деятельности, экспертами были перечислены следующие факторы:

  • отсутствие времени из-за работы (студенты подрабатывают)(73%),
  • нет интересных направлений(69%),
  • отсутствие свободного времени из-за учебы(47%).

Был отмечен и неудобный режим работы занятий, неудобное место расположения.

В анкетах студентов дополнительным фактором препятствующим занятию внеучебной деятельностью упоминается проблема со здоровьем(9%).

Организаторы предложили меры по изменению, улучшению системы внеучебной деятельности высшего учебного заведения:

  • улучшить информационное обеспечение проводимых внеучебных мероприятий(80%);
  • чаще поощрять наиболее активных студентов(53%);
  • улучшать материально-техническое обеспечение внеучебных видов деятельности(53%);
  • предлагать больше интересных направлений(47%);
  • больше доверять органам студенческого самоуправления(27%);
  • учитывать мнение студентов при составлении плана внеучебной работы(20%);
  • проводить опросы студентов с целью выявления мнения о содержании и организации внеучебной деятельности(20%).

2.Информационное обеспечение внеучебной деятельности

              По мнению участников опроса, студенты получают информацию об основных мероприятиях по внеучебной деятельности  из следующих источников: из социальной сети и с сайта ВУЗа(100%), из общения между студентами(73%), от куратора(60%), из средств массовой информации учебного заведения(53%).

              Кроме того, были упомянуты: объявления деканата, объявления на информационных стендах, а также - личная инициатива студентов. 

В результате исследования 73% анкетируемых оценили уровень информационного освещения организации и проведения внеучебной деятельности как среднюю, 20%- как высокую, 7% затруднились с ответом.

3.Участие студентов в формировании содержания и организации  внеурочной деятельности в учебном заведении

 По результатам опроса 53% организаторов оценили степень поощрения студентов за достижения в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, за активное участие в общественной работе и культурно - массовых мероприятиях как высокую. 40% организаторов дали среднюю оценку, а 7%  -  низкую.

Степень влияния студентов на составление плана внеучебной работы была признана 60% организаторов как высокая,  20% дали среднюю оценку, 20%- низкую.

4.Участие студентов в работе общественных организаций

По результатам исследования 40% организаторов считают, что в работе общественных организаций участия принимают  небольшое количество студентов.

Участники опроса высказали мнение, что молодые люди чаще всего принимают участие  в работе следующих студенческих общественных организаций: в студенческом совете(67%), в  студенческом профсоюзе(27%), в студенческом клубе(20%), в студенческом научном сообществе(13%).

Основные итоги и выводы по результатам опроса студентов и

организаторов внеучебной работы высших учебных заведений

 Практически каждый третий студент в свободное от занятий время во внеучебной жизни своего высшего учебного заведения не участвует, а больше половины не участвует вне своего ВУЗА.

Исследования показали, что больше половины студентов в жизни общественных организаций своего ВУЗа участия не принимают. Только 20% занимаются общественной работой вне своего учебного заведения.

Опрос позволил выяснить предпочитаемые виды деятельности студентов во внеучебное время. Чаще всего студенты предпочитают культурно-массовую работу, спорт,  социальную, добровольческую работу, художественное творчество. Четверть молодых людей участвует в студенческом самоуправлении. Еще меньше студентов в своих анкетах упоминает о научно-исследовательской работе.

            Исследования показали, что основными причинами участия молодых людей во внеурочной деятельности являются: реализация их способностей, умений и навыков; интерес к общению с другими людьми; способ занять свое свободное время; помощь в профессиональном становлении.

            Среди факторов, препятствующих занятиям внеурочной деятельностью, экспертами и студентами были перечислены: отсутствие времени из-за вынужденной подработки, недостаточное количество интересных направлений, достаточно большие учебные нагрузки. Упоминается и состояние здоровья молодых людей.

            Эксперты и студенты предложили меры по улучшению системы внеучебной работы:

  • чаще поощрять наиболее активных студентов, участвующих в общественной жизни ВУЗа;
  • учитывать мнение студентов при составлении плана внеучебной работы;
  • проводить опросы студентов с целью выявления мнения о содержании и организации внеучебной деятельности;
  • улучшить информационное обеспечение проводимых мероприятий,
  • предлагать больше интересных направлений;
  • улучшать материально-техническое обеспечение внеучебной деятельности;
  • больше доверять органам студенческого самоуправления.

       По мнению большей части экспертов и студенческой молодежи, общий уровень информационного обеспечения внеурочной деятельности заслуживает среднюю оценку.      

       Средним уровнем оценки отмечена и степень влияния студентов на составление плана внеучебной работы и степень поощрения студентов за достижения в общественной и внеурочной деятельности ВУЗов.

      Таким образом, при сохранении положительного развития системы неурочной деятельности в высших учебных заведениях необходимо:

  • создавать условия для более активного вовлечения студенческой молодежи во внеурочную деятельность: предлагать новые интересные направления, больше доверять органам студенческого самоуправления, укреплять материально- техническую базу;
  • организовать мониторинг интересов и проблем студенческой жизни;
  • создавать более благоприятные условия для включения молодых людей в научно-исследовательскую работу;
  • совершенствовать систему информирования студентов;
  • содействовать работе общественных организаций, органов студенческого самоуправления, клубов и объединений.